МДОУ д/с № 61 реализует программы дошкольного образования

Обучение ведется на русском языке. Форма обучения очная. 

Непрерывная образовательная деятельность проходит в период с сентября по май, с июня по август- летний оздоровительный период.

Краткая презентация основной образовательной программы МДОУ д/с № 61

Основная образовательная программа  разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой   (для детей раннего возраста) и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования  «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогобердзе, З.А. Михайловой (для детей дошкольного возраста). Основная образовательная программа охватывает возраст детей от 2 месяцев до 8 лет. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
  Программа направлена на:
— создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
— создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
  В основе реализации основной образовательной программы лежит культурно-исторический и системно деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:      • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения  детского развития;
• индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
• партнерство с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;                        • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учёт этнокультурной ситуации развития детей;
• обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
  Содержание Программы охватывает следующие образовательные области:
— социально-коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно-эстетическое развитие;
— физическое развитие.
  Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
  Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
 Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
 Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
  Виды деятельности в ДОУ для детей дошкольного возраста:
— Игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
— Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
— Восприятие художественной литературы и фольклора;
— Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
— Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
— Изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
— Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
— Двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
 Содержание Программы отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
— предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
— характер взаимодействия со взрослыми;
— характер взаимодействия с другими детьми;
— система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Основная образовательная программа разработана на основе:

Комплексные программы:

«Детство»
Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогобердзе, З.А. Михайловой. Программа разработана с позиции гуманистической педагогики, деятельного подхода к развитию и направлена на разностороннее и полноценное развитие детей от 3 до 7 лет. Программа включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст). В наиболее близких и естественных для ребенка видах деятельности происходит интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное развитие дошкольника.

«Программа воспитания и обучения в детском саду»
под редакцией М.А. Васильевой — разработана в соответствии с современной научной «Концепцией дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. В программе комплексно представлены все содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.
Программа строится на принципе культуросообразности, приобщая ребенка к основным компонентам человеческой культуры. Главный критерий отбора программного содержания — его воспитательная ценность.

Парциальные программы:

1. «Ладушки» И.М. Каплунова
Программа представляет собой план работы по музыкальному воспитанию детей 3-7 лет. Принцип построения занятий традиционный, но с введением необычных игровых моментов и вариантов. Программа «Ладушки» поможет превратить каждое занятие в маленький праздник.
Программа «Ладушки»  помогает заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии), развитие индивидуальных музыкальных способностей; приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре; подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям; познакомить дошкольников с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

2. Региональная программа «Воспитание маленького волжанина» Е.С. Евдокимова
Программа «Воспитание маленького волжанина», отражает специфику культурно-исторических, этнических, социально-экономических, климатических условий Нижневолжского региона. Программа направлена на воспитание гуманистической направленности поведения, развитие социальных чувств, эмоциональной отзывчивости, формирование представления о мире, о многообразии стран и народов мира, воспитание любви к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране.

3. «Воспитание здорового ребенка» М.Д. Маханева
Программа направлена на достижение гармоничного развития духовных и физических качеств личности. В процессе занятий создается эмоционально- приподнятое настроение детей, реализуется их потребность в двигательной деятельности.
 Цель программы:
— создать систему полноценного физического развития и здоровья детей дошкольного возраста.
— сохранить и укрепить здоровье детей, улучшить их двигательный статус с учётом индивидуальных возможностей и способностей;
— сформировать у родителей, педагогов, воспитанников ответственность в деле сохранения собственного здоровья.

Структура основной образовательной программы  в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела (целевой, содержательный, организационный). Каждый из основных разделов включает обязательную часть (на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» и «Детство») и часть, формируемая участниками образовательных отношений, в которой отражаются специфика организации и приоритетные направления работы. В соответствии с ФГОС ДО структура ООП ДО включает следующие структурные элементы:
1. Целевой раздел.
2. Содержательный раздел.
3. Организационный раздел.
  Каждый из трех основных разделов ООП ДО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, которые дополняют друг друга и прописываются как целостный документ, представляющий образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.
1. Целевой раздел
В данном разделе раскрываются:
•нормативная база;
цели и задачи реализации ООП ДО;
• принципы и подходы к формированию ООП ДО;
• значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики.
• планируемые результаты освоения ООП ДО 
  2. Содержательный раздел. Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.  В соответствии с ФГОС, в этой части представлены:
•ведущие виды деятельности для детей разного возраста;
•система воспитательно-образовательной работы по образовательным областям (физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие;
• система взаимодействия с семьями воспитанников;
• способы и направления поддержки детской инициативы;
•особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик;
•система работы с детьми раннего возраста
3. Организационный раздел.
В этом разделе представлены:
• организация образовательного процесса и организационные педагогические условия;
• материально-техническое обеспечение программы;
• кадровое обеспечение;
• обеспеченность методическими материалами и средствами обучения;
• психолого-педагогические условия;
• развивающая предметно-пространственная среда и информационно-образовательная среда;
• финансовые условия реализации программы;

В основе системы взаимодействия педагогического коллектива МДОУ д/с № 61 с семьями воспитанников лежит идея сотрудничества, психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) в процессе воспитания и развития воспитанников ДОУ (Закон «Об образовании в Российской Федерации», гл. 4, ст. 44).

Главным в контексте взаимодействия детского сада с семьей является личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка, что позволяет решать следующие задачи:

  1. повышение педагогической культуры родителей;
  2. приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
  3. изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
  4. изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Открытость детского сада для семьи, сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей, создание активной развивающей среды обеспечивает возможность реализации единых подходов к развитию личности ребенка в семье и детском саду.

Количество воспитанников на 01 января 2022 года в МДОУ д/с № 61 составляет 242 ребенка